Я очень долго и сидела над названием этого поста... Назвать: "Моя страсть"? Не позволяет совесть- слишком громко звучит. Назвать: "Мое самое главное увлечение в жизни"- туда же) Поэтому назвала как назвала, надеюсь не сильно пафосно, глупо или неуместно...
Кто читал пост обо мне, я там вскользь упоминала, что блог не будет чисто косметическим- не для меня быть только в одном русле) Поэтому, пока у нас толком нет света, имеется в виду солнечного, да и блог давно не обновлялся- я решилась все-таки написать об увлечении мною Ралли.
Да сейчас будет множество непонятных слов и терминов, коими всегда пользуются "бывалые" , но я постараюсь донести до Вас не только смысл всего действа, а как можно больше той энергетики и эмоций, которые испытываю я, при каждом соревновании) На истину в первой инстанции я вовсе не претендую, поэтому я хотела бы Вас познакомить с этим захватывающим миром автомобильных соревнований!
Давайте начнем с самого малого- с термина "Ралли".
Ралли — вид автогонок, проходящих на открытых или закрытых трассах на модифицированных или специально построенных автомобилях. Этот вид гонок отличается тем, что заезды главным образом прокладываются по автомобильным дорогам общего пользования, в формате «из пункта A в пункт B» с прохождением контрольных точек. Пилоты едут на максимальной скорости только на специально перекрытых скоростных участках (их обычно называют СУ или ДОП). А от одного спецучастка до другого раллисты передвигаются, соблюдая все правила дорожного движения и за строго определенный временной норматив.
Так а теперь немного обратимся к истории:
Термин «ралли» как вид автоспорта впервые был применён в январе 1907 года на первом Ралли Монте Карло. До сентября 1912 года термин мало использовался. Само по себе ралли в первый раз прошло в 1894 году — это была гонка между Парижем и Руаном при поддержке газеты «Le Petit Journal», вызвавшая значительный интерес общественности и ведущих производителей. Призы были вручены жюри на основе докладов наблюдателей, сидевших в каждом из автомобилей: в заезде победили Panhard и Peugeot.
Это событие стало началом периода дорожных гонок между городами во Франции и других европейских странах. В этот период появились многие правила, существующие и сегодня: раздельный старт гонщиков, контрольные точки на трассе, дорожные заметки и легенды, продолжительная езда по обычным, в основном гравийным дорогам, в любую погоду и в любой сезон. В ралли встречаются и водные броды и узкие участки трассы, проходящие по улочкам населенных пунктов.
Первым из великих стало ралли Париж-Бордо-Париж в июне 1895 года, выигранное Эмилем Левассором на Panhard. Его время на дистанции 1178 км (732 мили), за вычетом перерывов, составило 48 часов и 48 минут, средняя скорость равнялась 24 км/ч (15 миль/ч). Всего восемь лет спустя, в гонке Париж-Мадрид 1903 года Фернан Габриэль преодолел дистанцию в 550 км (342 миль) меньше, чем за пять с четвертью часов, показав среднюю скорость в 105 км/ч (65,3 миль/ч). Скорости возросли настолько, что это стало опасным для зрителей и других участников движения: происходили многочисленные аварии, было много пострадавших. Французское правительство остановило и запретило ралли. С тех пор гонки в Европе (за исключением Италии) должны были проводиться на специальных закрытых трассах. В 1907 году в Англии был построен первый специальный гоночный трек.
Ралли сегодня
Ралли стало очень популярным в Швеции и Финляндии в 1950-е годы, отчасти благодаря изобретению спецучастков — коротких участков маршрута, преимущественно гравийных в этих странах, вдали от жилья и движения, на которых шёл отдельный отсчёт времени. Эта идея распространилась и на другие страны.
Чемпионат России по ралли или высшая раллийная лига проходит на территории Российской Федерации и стран СНГ. Спортивный кодекс Российской автомобильной федерации (РАФ) идентифицирует чемпионат как соревнования, по результатам которых присваивается звание Чемпиона России. Для того, чтобы стать победителем, надо принять участие во всех этапах и набрать большее количество очков.
В чемпионате России может принять участие любой экипаж, выступающий на автомобиле, подготовленном согласно спортивному законодательству.
Так же помимо Чемпионата России (ЧР) есть и Кубок России (КР или проще говоря Кубок) в нем намного больше этапов (соревнований) они проводятся больше в региональном значении, зачастую ЧР и КР на некоторых соревнованиях статус присваивается и Кубковый и Чемпионатный, уже на выбор экипажа Вы можете подать заявку или в ЧР или в КР.
Ход гонок
Ралли уникально в плане выбора места и времени гонок. Заезды проходят на любом покрытии и при любых условиях: асфальт, гравий, снег и лёд, а иногда и всё вместе в одной гонке. Гонки проходят в любом месяце года, при любых климатических условиях. Поэтому раллисты должны быть настоящими асами. Из-за того, что водители, в сущности, не знают то, что ожидает их впереди, из-за меньшей тяги на грунтовом покрытии, из-за особенностей гоночных машин, раллисты допускают гораздо больше ошибок, чем гонщики-кольцевики, регулярно вылетая с трассы.
Типичная гонка состоит из спецучастков (до 50 километров), когда фактически и идёт борьба, и «перегонных этапов», когда автомобили должны добраться до следующего этапа. Этим и отличаются раллийные автомобили от других гоночных машин — они сохраняют право движения по дорогам общего пользования. Некоторые гонки содержат «суперспецучастки», когда два автомобиля идут по параллельным дорожкам (причём сам участок довольно небольшой, и обычно умещается в пределах футбольного стадиона), наглядно показывая борьбу гонщиков. Эти этапы, высмеиваемые некоторыми, становятся все более популярными. Победителем становится гонщик, показавший наименьшее суммарное время на суперспец- и спецучастках.
Так, а теперь перейдем к основному:
Есть в каждой машине экипаж- это Пилот 1 и Пилот 2 (Штурман).
Функционал у них разный Пилот - управляет автомобилем, выполняет различные манипуляции для максимально скоростного прохождения ДОПа.
Штурман- его основные действия: чтение Стенограммы (карта заранее прописаного ДОПа), следить за временем (тут как в Армии- четкое прибытие на КВ (Контрольный пункт) в свою минуту) следить за дорогой вне СпецУчастков (так как между ними есть перегоны по дорогам общего пользования).
Тут нет главного- тут есть только команда- ведь без слаженной работы Пилота и Штурмана не будет достигнут результат. У раллистов есть шутка: Экипаж победил- выиграл Пилот, экипаж проиграл- виноват Штурман))))
Стенограмма является уникальной и важной частью ралли. Телевидение периодически показывает зрителям штурмана, читающего стенограмму по внутренней связи. В стенограмме подробно описан маршрут, что позволяет водителю заранее приготовиться к поворотам и трамплинам.
Во многих ралли, в том числе на Чемпионате мира по ралли, водителям позволяется заранее ознакомиться с трассой для создания стенограммы. Во время этой рекогносцировки водитель сообщает о поворотах и прочих дорожных условиях, а штурман записывает всё в стенограмму. Во время гонки штурман будет читать её по внутренней связи, позволяя водителю проехать трассу как можно быстрее.
Ну а теперь, после небольшого ознакомления и море информации, которую я надеюсь, Вы осилили, буду делиться своим малым опытом участия в ралли в роли второго пилота- Штурмана. Да-да я скромная)
Первое мое соревнование случилось в 2013 году в Августе на "Ралли Екатеринбург-2013". На момент приглашения участия в ралли, я о работе штурмана знала только примерно. Да это именно работа, а не развлечение или покатушки, но это работа- увлечение))
Позвали меня за 2 дня до старта соревнования, ехала я с опытным пилотом, с которым знакома давно.
Для меня был это просто невероятнейший опыт- ибо я ранее не писала Стенку, не читала ее, не ездила в машине в боевом режиме) Уххх эмоции сейчас накрывают...
Все для меня началось с ознакомления и прописи трассы на Тестовом спецучастке- поясню, обычно тесты устраиваются на не участвующим в основном соревновании спецучастке, для того чтобы понять какое покрытие, на основной трассе, потренироваться, пообщаться- без этого никак;)
После тестового дня выяснились кое-какие неполадки в автомобиле, да техника такая.... с характером) Замечу, очень часто ралли для экипажа заканчивается техническим сходом- тут винить механиков смысла нет, ибо в "Боевом" режиме машину используют на 200%- поломки очень часты, к этому все относятся философски.
Ссылка на первоисточник с тестов, Блиц-интервью
Ну вот тесты прошли, я поняла что я ничего не знаю и вообще у меня паника))) но собравшись с силами, умом, духом я не стала унывать и ждала следующий день.С утра была пропись спецучастков 2 дня, который проходил в Асбесте, и суперспешиал (это спецучасток для зрителей) СУ-1 и СУ-2 в Екатеринбурге на площадке у выставки Экспо-центра в Екатеринбуге. Для тех кому все это сложно воспринимать в написанном виде- выложу ниже ссылку на видео-обзор ралли.
Пропись прошла весьма успешно и интересно) Но я была бы не я, если бы после сытного обеда я просто напросто не забыла бы отдать контрольную карту на КВ!! А это не очень хорошо, если бы не сказать- просто провально... Из-за не вовремя отмеченной и сданной карты могут просто снять с соревнований... Рассказывать подробности не буду, но скажу одно карту сдали и все было хорошо)) фууууух.
Приехав на Экспо и пройдя все проверки мы пошли смотреть на выставку автомобилей и осмотреть СУ. Немного поизучав регламент....
Фотограф
Хотела бы заметить, что в этот день была такая жара, а учесть, что нам нужно ездить в спец костюмах и белье(фото прилагаю), то нам было ооочень жарко. Нервничать я начала тогда, когда мы переоделись и я получила контрольную карту...
Ну вот мы выехали на СУ...
Прогнали...
Фотограф
Ну и Катерина пошла узнавать результаты, да это еще одна обязанность Штурмана, еще и узнавать времена у каждого участника в классе, на тот момент мне повезло нас было всего 4 экипажа.
Узнала- пошла радовать пилота))
Между спецучастками, стояла разговаривала с постоянным Штурманом пилота- Назмеевым Ринатом (на фото справа), спасибо ему огромнейшее за помощь, терпение
По итогам данной секции мы были первые))У нас уже на этом этапе начала разыгрываться борьба между 3 экипажами: мы- Миронов/ Данилова, Останин/Арефьев и Петухов/Смирнов. Отставание у экипажей было минимальное в несколько секунд, но это задало темп гонке и подогревало наш к ней интерес и интерес зрителей)
О погоде- как только закончили секцию, поднялся ветер и сгустились тучи- ночью был дикий ливень, зато на следующий день, на который было 98% боевых километров и перегонов- было прохладно и пасмурно. Как я была этому рада!! В этот день так же праздновали день города и вечером был салют, но его я не смотрела- ибо рано утром надо было ехать в Асбест- это 80 км от Екатеринбурга)
Обзор первого дня ралли от Екабу
Второй день выдался с утра ооочень сумбурный, я умудрилась проспать, но не критично, успев на соревнования во время. Вот тут то у меня и началась настоящая паника в Закрытом парке- месте где остаются машины ночевать или стоянка между СУ- но я просто была напряжена и боялась сделать что-то не то, очень боялась подвести пилота и упасть в своих глазах прежде всего- к себе я достаточно критична, считаю все надо делать не хорошо, а идеально.
Выехав на первый ДОП из закрытого парка, доехав до КВ и отдав на первой точке контрольную карту на отметку у меня произошел такой выброс адреналина, что я просто успокоилась и с холодным сердцем и разумом начала отслеживать секунды до старта.... И вот я произношу заветное слово "Старт!" 100 Лево 2 70 Лево 2... для меня началась самая главная и сама ответственная часть соревнования- читка стенограммы, следить за дорогой, слушать Пилота, если это требовалось.... конечно на середине после трамплина, где повороты прыгают, как зайцы: лево право- лево-право.... я запуталась, как и учили- созналась пилоту, он ехал по "Глазам", проехав знак финиш, отсекла время, да параллельно с хронометражом, штурманы ездят с секундомерами и отсекают время допа, потом его сверяют с хронометражом- иногда бывают ошибки, отметив контрольку я вздохнула, первый доп пройден- осталось еще 5.... Заряд эмоций и адреналин просто нахлынул, самое странное для меня было, то что в жизни я достаточно эмоционально на все реагирую, тут же садясь в машину все эмоции отключались- я была просто как компьютер... Остальные су прошли без особых эксцессов- все прочитала, даже пилот похвалил, что справилась, мы поехали в закрытый парк на Сервис и часовой отдых пока шел Сервис. Про Борьбу могу сказать одно- она была очень напряженной буквально 1-2 секунды друг у друга держали дистанцию....
Фотограф
Забыла написать о том как погода нас порадовала, так как прописывали трассу накануне- было сухо, а приехали и кругом вода и мыло- мыло объясню- ездим по отвалам от переработки асбеста, соответственно там остается какая-то его часть и вот при смешивании с водой образуется мыло, скользкое и липкое))) Так что было достаточно "весело", но ничего справились))
После Сервис парка, мы снова поехали на допы их оставалось всего 3- и до самого последнего никто не знал, кто же выиграет... На самом последнем СУ, буквально не доехав несколько километров до финиша- сошел по технической причине экипаж Смирнов/Петухов, было действительно обидно за них, но таковы соревнования- тут предсказать ничего не возможно, у нас тоже всю гону были проблемы с трансмиссией, но мы финишировали..... но лишь вторые на самом последнем допе не понятно как, но экипаж Останин/Арефьев объехали нас аж на 7 секунд в общей сложности, мы просто не могли представить как они это сделали, но факт оставался фактом, и это при том , что мы улучшили свое прохождение во второй раз)) Но я была очень рада такому результату- представьте Вы в первый раз поехали Штурманом и сразу 2 место, да еще в 2 классах и первое место в командном зачете))) я все равно была так рада, но вымотана эмоционально, так что после приезда в закрытый парк отдав машину на техкомиссию, мы с пилотом остались сидеть в боксе, где проводилась комиссия, нас ждали снаружи взять интервью, но сил не было. После этого было награждение и куча положительных эмоций))) По фото не судите строго, но после целого дня в машине в шлеме)) на голове не пойми что, да еще награждение оставили в Асбесте, даже переодеться не было возможности)) Но мордень ооочень довольная)
Обзор второго дня от Екабу и фото с награждения
Ну и хотела бы сказать пару слов о видео-обзоре от SMG- очень люблю и смотрю их обзоры соревнований- всегда снято отлично и профессионально, желаю им только роста в профессиональном плане)))
Прилагаю ссылку, но предупреждаю обзор минут на 12, но думаю он скажет куда больше, чем я тут написала)))
Ралли Екатеринбург-2013 обзор
Я надеюсь, что я смогла хоть маленько передать Вам ту атмосферу, драйв и адреналин, который испытываешь на соревнованиях, какого бы уровня они не были... Да многие с той стороны экрана могут сказать- не женское это дело, да и вообще... Но это мой выбор, я просто захотела с Вами поделиться))) Все интересующие Вас вопросы можете задавать в комментариях к этому посту.
P.S Очень прошу оставить комментарии, про пост, кто осилил конечно, хотелось бы знать, интересно ли Вам читать о подобном? Стоит ли делать обзор о любительских ледовых соревнованиях?
Информация взята из открытых источников :
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ралли
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чемпионат_России_по_ралли
3. http://rallytime.ru/
4. http://www.youtube.com/channel/UCNVV-k5bt7ceMdyFa--JULw
Фото взяты:
http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=503244&pic=035fb22d75a13e88f35ad002cf5a4162
Катя, я с интересом прочитала. Ты такая крутая!!! И очень хорошенькая)
ОтветитьУдалитьВ одном из моих любимых фильмов "Мужчина и женщина" герой как раз пилот на ралли, там как раз показана гонка в Монте-Карло, как проходит подготовка, гонка, так здорово! Фильм и снят как реклама автомобиля Форд Мустанг)
Буду рада, если ты будешь делать такие обзоры)
Ника, огромное спасибо за то что прочитала))) Я не крутая, так начинающая))
УдалитьФильм надо посмотреть, а то все Форсаж да Форсаж))
Постараюсь в скором времени написать про любительские ледовые соревнования)
А как получилось, что тебя пригласили в штурманы?) Там вроде мужчины в основном, а ты такая юная девушка)
УдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
УдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
УдалитьНика, вышло абсолютно забавно- сама напросилась)) а девушек штурманов много, в абсолюте по России, если не ошибаюсь, ездит помимо меня 5 или 6 человек, а есть еще и другие классы. Это лет 10 назад было в диковинку, но больше да удивляются что я с виду такая девочка-девочка и езжу штурманом)
Удалить